вторник, 24 июня 2008 г.

8. 12 и след.). Таковы так же и представления глухонемых (NBTT. 22. 10). Хотя у них они фактически

8. 12 и след.). Таковы так же и представления глухонемых (NBTT. 22. 10). Хотя у них они фактически и не сливаются со словом, но они тем не менее не отличаются от тех представлений, из которых слагается психическая жизнь взрослых и здоровых людей, и потому были бы способны слиться со словами, если бы означенные категории людей владели словом. Когда новорожденный ребенок совершает целесообразное действие, направляя свои губы к материнской груди, то в его уме уже есть совершенно определенное, по мнению Дхармоттары, представление об этой груди, то самое, которое у него впоследствии сольется со словом, а пока лишь заключает в себе способность к словесному обозначению как вполне определенное понятие. Если бы у него не было определенного представления, а неопределенное, т. е. сомнительное, то он не мог бы на основании его совершить целесообразного действия и решительно направить губы к груди. В его сознании, следовательно, происходит процесс равнозначащий тому, который у взрослого выразится в утвердительном суждении: это есть грудь. Буддийский философ ставит себе задачей исследование познавательных процессов, которые предшествуют и обусловливают собой всякое целесообразное действие. Способность к целесообразным действиям является для него главным признаком одушевления.227 Раз имеется налицо целесообразное действие как у ребенка, протягивающего губы к материнской груди, то имеются и познавательные процессы, Ср. Wundt. GrundriS dcr Psychologic. S. 109. [Ср. у Гегеля: Разум есть целесообразное действование]. его обусловливающие. Эти процессы, даже в простейшем своем виде, содержат в себе мышление (kalpana) в определенных образах, таких, которые по своему значению как условие целесообразных действий, ничем не отличаются от отчетливых представлений взрослых и здоровых людей. Термин kalpana, как видно из предшествующего, изменял свое значение, смотря по тем потребностям, которые всплывали наружу в истории индийской философии в разные эпохи. Первоначальное значение сделанного', искусственного', 'нереального', воображаемого' было использовано в системе Патанджали для обозначения познания отвлеченного. Евроремонт

Комментариев нет: